Темы дня:

Lenovo пытается избавиться от компьютерной «зависимости»

Lenovo пытается избавиться от компьютерной «зависимости»

Крупнейший производитель ПК намерен войти в первую тройку мировых поставщиков гаджетов.

Если компания выводит на рынок по 180 новых продуктов в год, сложно ожидать, что ее гендиректор будет с восторгом предвкушать каждый новый дебют. Но выпуск планшета Yoga, над которым китайская Lenovo работала больше года – особый случай. Руководитель компании Ян Юаньцин – в приподнятом настроении. И причина не только в том, что презентацию планшета проводит Эштон Кутчер – киноактер, инвестор и по совместительству «инженер-конструктор» в Lenovo.

На рынке планшетов, где все устройства похожи, как близнецы, Yoga выделяется необычным дизайном. Аккумулятор и некоторые другие компоненты разработчики спрятали в цилиндрическое основание с небольшим откидным упором. Благодаря нему планшет можно поставить вертикально, как компьютерный монитор, или положить на стол под небольшим наклоном. В США новое Android-устройство продается по цене от $249. Оно способно работать на одном заряде аккумулятора 18 часов – этого времени достаточно, чтобы скрасить Юаньцину частые перелеты между американской штаб-квартирой Lenovo в Моррисвиле и Пекином, где родилась идея Yoga. «Прототип меня очень заинтриговал. Мой интерес к устройству рос с каждым днем», – вспоминает глава компании.

Выпуск необычного планшета – очередная попытка крупнейшего в мире производителя компьютеров преодолеть сильнейшую зависимость от низкорентабельного рынка настольных ПК. По прогнозам, в 2014 финансовом году на продажи компьютеров придется 86% от общей выручки Lenovo в размере $37,3 млрд. В США компания известна в первую очередь ноутбуками ThinkPad: эта торговая марка досталась Lenovo в 2005-м, когда китайский производитель купил у корпорации IBM ее компьютерный бизнес. Цель Lenovo – наращивать продажи мобильных устройств, причем задавать тон в этом сегменте, а не следовать в чужом фарватере.

Уже к весне 2014-го Lenovo намерена выпустить 50 млн смартфонов и 10 млн планшетов, что позволит ей занять третье место в мире по продажам мобильных устройств после Apple и Samsung. Этот бизнес рентабельнее компьютерного. За прошлый квартал Lenovo увеличила долю мобильных гаджетов в общем объеме своих продаж на китайском рынке с 18% до 29%. Это тут же сказалось на операционной рентабельности: за тот же период она выросла с 4% до 5,1%.

Еще одна цель Юаньцина – вывести Lenovo в ранг признанного международного бренда. Задача нелегкая: сегодня 42% выручки компании приходится на Китай. В мире лучше знают торговую марку ноутбуков ThinkPad, чем название компании, которая их производит. «За пределами Китая Lenovo неизвестна, – утверждает аналитик инвестиционной компании Nomura Securities Хуан Лепин. – Им нужно инвестировать одновременно и в маркетинг, и в инновационные разработки».

Фото China-review

Планшет Yoga не назовешь революционным, но у него аккуратный привлекательный дизайн. То же можно сказать и о другом устройстве Lenovo – гибриде «ноутбук+планшет» IdeaPad Yoga. На подходе еще несколько универсальных компьютеров и мощных смартфонов, созданных с прицелом на американского потребителя. Работая над ними, китайская компания переосмысливала свои подходы к дизайну и производству гаджетов.

С 2010 года Lenovo прилагает массу усилий к тому, чтобы самостоятельно производить больше оригинальных продуктов, внедрять инновации и поспевать за изменчивыми вкусами потребителей. Компания построила новые заводы на трех континентах. В их числе – линия по сборке компьютеров ThinkPad в США и завод стоимостью $800 млн по выпуску мобильных устройств в Китае. Еще одно китайское предприятие компания создала совместно с контрактным сборщиком ноутбуков Compal. В следующем году Lenovo планирует выпускать 50% продукции на собственных фабриках. Сегодня этот показатель – 30%.

Партнерские отношения

В своей работе компания сочетает самостоятельную разработку устройств с тщательным отбором контрактных производителей. Такая схема – нечто среднее между подходами ее конкурентов – Apple и Samsung. Первая, хотя и жестко контролирует работу контрактных сборщиков, но практически полностью отдала в их руки производство. Вторая проектирует и выпускает продукты собственными силами. Юаньцин считает, что лучший способ сохранить контроль над всей производственной цепочкой и одновременно гарантировать ее гибкость – объединить две эти модели. «Если компания не разрабатывает продукты самостоятельно, она утрачивает дух инноваций. Мы не из таких игроков», – уверен глава Lenovo.

В компьютерной отрасли десятилетиями процветали компании, которые считали, что сосредоточиться нужно на дистрибуции и маркетинге, а черную работу пусть делают контрактные производители. Затем, в 2010-м, Apple выпустила планшет iPad, который полностью, вплоть до мельчайших деталей, разработали ее собственные инженеры. Поставщики ПК бросились к своим контрактным производителям с вопросом: сможете ли вы сделать нечто подобное? Но оказалось, что у привычных партнеров нет ни нужных микросхем, ни программного обеспечения. «Они просто не способны были создать планшет, – поясняет старший аналитик Bernstein Research Альберто Моэль. – Lenovo и другим компаниям, которые раньше сокращали собственное производство и переходили на аутсорсинг, пришлось делать разворот на 180 градусов и возвращаться к истокам».

Lenovo оказалась в крайне сложном положении. В ее ассортименте не было ни одного смартфона или планшета: в 2008-м, пытаясь максимально нарастить прибыль на рынке ПК, компания продала  подразделение по выпуску телефонов за $100 млн. Юаньцин признал, что этот шаг был грубым просчетом, и выкупил подразделение у нового владельца за $200 млн. Поначалу Lenovo пришлось привлекать контрактных инженеров-разработчиков и отдавать производство смартфонов на аутсорсинг. Но долго полагаться на сторонних сборщиков было нельзя. «Они поделятся вашим дизайном и инновациями с кем-нибудь еще, и уникального продукта у вас не получится», – предупреждает бизнесмен.

Планшет Yoga – яркий пример нового подхода Lenovo. Его концепцию придумали в 2011-м, в подразделении, которым руководит гуру дизайна Яо Инцзя. Команда в его студии подобралась опытная: в свое время она разработала необычный дизайн факела для Летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине. По задумке Яо, в руке планшет должен был лежать так же удобно, как журнал с заломленной назад обложкой. Кроме того, ведущий дизайнер Lenovo решил, что гаджету нужна встроенная подставка и мощный аккумулятор, заряда которого хватит на долгое путешествие. Так родилась идея цилиндрического основания с батареей внутри и выдвижным упором.

Руководителю логистического направления Lenovo Гуань Вэю пришлось заказывать у сторонних поставщиков уникальные компоненты планшета, в том числе специальный аккумулятор и ультратонкий сенсорный дисплей. Для сборки дисплея Гуань нанял двух контрактных производителей, предварительно настояв на том, что они в течение полугода обязуются не выпускать аналогичные экраны для конкурентов Lenovo. Набор микросхем предоставила тайваньская MediaTek, которая доминирует на рынке процессоров для смартфонов в Китае.Сборкой планшета занялся завод Lenovo в городе Сямынь, способный выпускать 1,5 млн устройств в месяц. Если спрос на гаджеты будет высок, Гуань планирует перевести их производство на новый завод в Ухане.

«Мы знаем, как поддерживать стоимость производства на конкурентоспособном уровне», – пояснят Юаньцин, который публично пообещал до 2015 года нарастить операционную рентабельность компании еще на один процентный пункт. Если новые планшеты станут популярными, глава Lenovo легко выполнит свое обещание. Если нет, все потраченные на эти устройства инвестиции лягут на компанию тяжелым бременем. Такой поворот событий в ІТ-отрасли – не редкость: достаточно вспомнить Research In Motion или Nokia, которые не смогли вовремя понять, чего хочет рынок.

 

Источник: Форбс

Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Последние новости