Темы дня:

Как депутаты “Батькивщины” находят общий язык внутри фракции

Как депутаты “Батькивщины” находят общий язык внутри фракции

Фракция «Батьківщини» – вторая крупнейшая в парламенте. Сейчас в ней 90 человек, а еще около года назад было 100. Часть депутатов ушла, объяснив это несогласием с политикой руководства. Часть – Василия Кравчука, Леонида Сергиенко, Андрея Павелко – исключили с громкой формулировкой «за предательство интересов народа Украины» и совместное с властью голосование. Кроме этого, у соратников Юлии Тимошенко постоянные проблемы с явкой в Раду. Результат – они сами не голосуют за законопроекты, которые с трудом ставят в повестку дня. Кто отвечает за мобилизацию оппозиционеров в парламенте и пКочему пока сделать это не получается?

Как это работает

В VI созыве, на условиях анонимности рассказывает  Forbes один из бывших депутатов от «Батьківщини», фракция БЮТ исполняла только представительские функции. Ключевые вопросы решал секретариат партии, возглавляемый ее первым замглавы Александром Турчиновым. Если точнее – штаб советников лидера партии Юлии Тимошенко в составе нардепов Александра Абдуллина, Сергея Соболева, Игоря Гринива.

Сама фракция была разделена на четыре группы. Их создали для того, чтобы депутаты по очереди, организованно блокировали трибуну Рады и дежурили в Печерском районном суде Киева, где в 2011 году рассматривали «газовое дело» Тимошенко. Руководили группами Иван Кириленко, Сергей Мищенко, Роман Забзалюк и Андрей Кожемякин.

В нынешнем созыве групп стало почти вдвое больше – семь. В каждой – в среднем 10-12 человек. Депутатов подбирали, исходя из географической близости их родных регионов, комитетов, в которых они работают, и даже гендерных принципов. Во главе групп – замглавы фракции  Сергей Соболев, Дмитрий Шлемко, Арсен Аваков, Борис Тарасюк,

Сергей Сас, Андрей Иванчук и Сергей Пашинский. По словам последнего, деление на группы состоялось в феврале нынешнего года. Тогда три депутатские фракции – «Батьківщина», УДАР и «Свобода» – требовали персонального голосования. Блокирование трибуны продолжалось больше двух недель (с 5 по 22 февраля). «Когда ты на войне, надо иметь четкую субординацию, – шутит Пашинский, и уже серьезно добавляет: – Группами управлять проще. К тому же, человек не может блокировать 24 часа в сутки: нужно поехать домой, помыться, побриться и сменить одежду».

После завершения острой фазы «войны» с ПР объяснить необходимость такого структурирования фракции депутатам непросто. У регионалов с этим все понятно: руководители групп следят за посещаемостью нардепов, их голосованиями, подачей законопроектов, и доносят линию руководства. Во фракции Яценюка, честно признается Соболев, главная задача глав групп – мобилизация депутатов в парламенте и во время уличных акций. «Быстрее обзвонить 10 человек, чем всю фракцию из 90 человек», – говорит оппозиционер, в группе которого Валерий Дубиль, Татьяна Донец, Александр Абдуллин, Николай Кучерук и пр.

«Спецназ» фракции – группа Авакова в составе Виталия Данилова, Валерия Головко, Ирины Купрейчик, Андрея Шевченко, Николая Княжицкого, Владимира Шульги, Дениса Дзензерского. «Она сформирована из харьковских, полтавских, сумских депутатов, чтобы было удобно оперативно приезжать в Харьков, где сейчас Юлия Тимошенко», – объясняет Пашинский.

С оперативным руководством группами пока проблемы. Их главы, подчеркивает Соболев, сами решений не принимают, а только координируют действия депутатов в отдельных случаях. «Все решается строго на заседаниях фракции. Они проходят  каждый понедельник, накануне пленарной недели, и каждое утро, накануне пленарного дня», – рассказывает депутат. Это устраивает не всех. Еще один член фракции Геннадий Зубко утверждает, что на заседании фракции уже поднимался вопрос о необходимости четко распределить обязанности между замами Арсения Яценюка, но вопрос «пока завис в воздухе».

Такая оргструктура не позволяет фракции эффективно работать в Раде. Достичь главной цели – собрать депутатов на важные голосования – не выходит. В январе нынешнего года более 30 оппозиционеров не голосовали за законопроект об амнистии Тимошенко. Львиная доля из них – члены ее же фракции. В апреле оппозиции не хватило всего трех голосов, чтобы отменить пенсионную реформу. Сделать это «Батьківщина» обещала в предвыборной программе. Тогда отсутствовали члены ее фракции Владимир Яворивский, Николай Катеринчук, Ярослав Федорчук, Денис Дзензерский и Юрий Одарченко. 23 октября депутатам в очередной раз не удалось назначить выборы мэра Киева. От «Батьківщини» не голосовали 14 депутатов.

Проблема партии, уверен политолог Тарас Березовец, в том, что эффективно руководить такой большой фракцией из одного центра практически невозможно. Когда-то это получалось у Тимошенко, но без нее система не работает. Еще одна сложность – на этот раз во фракцию пришли представители нескольких политсил, которые конкурируют между собой. Хотя не исключено, что ответ намного проще. Не все оппозиционеры знают о существовании групп внутри своей же фракции. «Наверное, они (группы) есть. Но кто, как и какими полномочиями наделил этих «старших» (руководителей групп) и кто они – мне неизвестно», – признается бывший член «Фронта змін», нардеп Владимир Полочанинов.

 

Источник: forbes.ua

Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Последние новости