Темы дня:

Строительная реформа развязала руки застройщикам

Врачи и другие медицинские работники входят в профессиональные группы риска заболевания гриппом

Днем 17 февраля на кухне ресторана «Апрель» (Киев) раздался взрыв. Взорвался баллон с газом и занялся пожар. Пострадали 11 работников кухни. Все посетители ресторана отделались легким испугом. Взорвался всего один газовый баллон. Чудом остались целыми еще 4 баллона, находившиеся в том же помещении. При выяснении обстоятельств оказалось, что никаких разрешений для сооружения этого заведения хозяином вообще не было получено.

В ночь на 13 февраля в Сумах на территории центрального рынка рухнуло здание недостроенного торгового центра. Согласно предварительным выводам межведомственной комиссии, причина происшествия – игнорировании результатов лабораторных исследований прочности бетона, а также ослаблении нагрузки межэтажного перекрытия первого этажа перед заливкой бетона на втором.

Подобная практика стала возможной вследствие «реформы» строительной отрасли, стартовавшей в марте 2011 года. На смену советской системе архитектурно-градостроительных советов, госэкспертиз и технологически устаревшим строительным нормам должна прийти личная ответственность исполнителей (архитекторов, инженеров, строителей), работающих в тщательно прописанных генпланах с зонингом и детальным планам развития территорий.

В соответствии с утвержденной экс-премьер-министром Сергеем Тигипко концепцией было заявлено, что процедура принятия объекта в эксплуатацию будет занимать не больше 10 дней. Вместе с тем, в соответствии с законопроектом указанные сроки условно соблюдены лишь относительно объектов І-ІІІ категории сложности.

Но стоит ли удивляться, что вместо обещанного, после упрощения правил, строительного бума и потока инвестиций, на рынке царит хаос?

На сегодня, генпланы в большинстве городов еще не приняты. Рычагов влияния у местной власти практически не осталось, градсоветы могут лишь консультировать строительные проекты. Главная архитектурно-строительная инспекция (ГАСИ) в большинстве случаев отстранена от регулирования рынка, чаще выполняя лишь функцию регистратора. После законодательных нововведений, в 9 из 10 случаях для начала строительства уже нет необходимости проходить экспертизу, согласовывать с кем-либо проект и получать разрешения в ГАСК, надо всего лишь известить его об этом, зарегистрировав декларацию.

Построив, надо опять известить ГАСК, и после регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации, пользоваться им в свое удовольствие.

«Градостроительное законодательство изменилось, но на практике все изменения произошли за счет отстранения города от главного вопроса – стратегического. И сегодня мы отвечаем за все изменения, не имея полномочий. Мы выступаем, как пожарники, не имея средств пожаротушения», – заявил еще год назад глава КГГА Александр Попов.
Декларативный принцип получения прав на строительство для некоторых категорий объектов строительства, предсказуемо привел к злоупотреблениям застройщиков.

Застройщик многоквартирного дома по ул. Юности, 8-а (Киев) зарегистрировали в ГАСИ декларацию на начало строительных работ. Начались протесты жильцов близлежащих домов. Когда чиновники заинтересовались строительством, выяснилось, что ни землеотвода, ни строительной документации у застройщика нет. Декларацию пришлось отменить…

За последний год, внесены изменения в 80% статей закона, но они не решили главных проблем «реформы». «Никакая проектная документация на строительство, на реконструкцию, на техническое переоснащение, на капитальный ремонт, на реставрацию – не подлежит ни с кем и никакому согласованию. Этот пункт писали люди, весьма далекие от строительства проектирования архитектуры. Из моей практики я знаю, что любой проект подлежит на разных стадиях технологических проектных и изыскательских работ соответствующими согласованиям, без этого проектирование не может существовать», прокомментировал заслуженный строитель Украины, известный строительный эксперт Анатолий Карминский.

Итак, какую законодательную лазейку используют застройщики. В настоящее время только объекты IV и V категорий сложности подлежат обязательной экспертизе. Для начала строительства необходимо получить разрешение ГАСИ, а принятым в эксплуатацию оно будет только после предоставления ГАСИ сертификата соответствия. Проблема в том, что четких критериев для определения категории I-III законодательством не прописано. Для IV есть определение: объекты, рассчитанные на постоянное пребывание более 300 человек и/или временное пребывание более 50 человек, а также те, которые могут привести к убыткам более 15 тыс. минимальных заработных плат. К V категорий относятся объекты, «повышенной опасности». Поэтому для застройщиков очень большой соблазн ускользнуть в «декларативную» зону, поскольку граница между III и IV категориями лишь в количестве одновременно находящихся на объекте людей.

И заказчики, и проектировщики активно этим пользуются. Согласитесь, проверить абсолютно все объекты, которые строятся по декларации, практически невозможно. Тем более, что заказчик не обязан предъявлять проектную документацию в органы власти.
«Лоббисты-девелоперы закона «О регулировании градостроительного законодательства» получили что хотели. Ст.31 этого закона разрешено не делать экспертизу объектов I-III категорий сложности. Поэтому при проектировании объектов теперь все жаждут заполучить категорийность не выше III, чтобы не идти больше никуда. Запроектировал, ни с кем согласовывать проект не надо, на градсовет имею право не ходить, и имеют право в госстройконтроль не ходить, только послать туда декларацию… Лафа! И хлынули объекты I-III категории сложности мутным потоком. А что такое III? В рабочее время на этих объектах разрешено пребывать не более 400 человек. В одной из рекомендаций Минрегиона об определении категорийности приводился пример, что под объект третьей категории можно подвести 24-этажный жилой дом с определенным количеством квартир для заселения», – рассказал Карминский.

Под III категорию ответственности сегодня можно «вписать» большинство возводимых объектов – и многоквартирный дом, и гостиницу, и ресторан с банкетным залом, и тот же ТРЦ, как в Сумах. И согласно действующему законодательству ни одна государственная структура не несет ответственности за безопасность людей на этих «третьекатегоричных» объектах.

В России, несмотря упрощение разрешительной документации, уровень административных барьеров в строительстве гораздо выше, чем в Украине. С 1 января 2012 года расширен список объектов, которым достаточно получение негосударственной экспертизы достаточно для начала строительства. Тем не менее, законодательные послабления касаются в основном индивидуального строительства. Сейчас государственный стройнадзор РФ осуществляется во всех случаях за исключением:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей – не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей – не более чем три, состоящие из не­скольких блоков, количество которых не превышает десять, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирные дома с количеством этажей – не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования, и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей – не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности. Для остальных объектов требуется разрешение, которое выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора. По сравнению с Украиной ситуация напоминает тотальный государственный контроль.

По меркам Евросоюза, Германия является страной изматывающих строительных согласований. «Свободная пресса» попросила прокомментировать Георгия Духовичного, архитектора, вице-президента киевской организации Национального союза архитекторов, много лет проработавшего в Германии. «Весь мир можно условно поделить на две зоны.

Это цивилизованный мир, где во главе разумный подход, ограничено запрещающий какую-либо деятельность и фискально-абсурдная территория, частью которой является Украина. Наша разрешительная система в строительстве напоминает бег в мешках с завязанными глазами по пересеченной местности. Все упрощения разрешительной системой можно назвать сокращением дистанции этого бега. Но суть процесса остается неизменной», поделился эксперт.

По его словам, у каждой федеральной земли свой строительный закон, оговаривающий что делать нельзя. Кроме этого существуют рекомендации на уровне Евросоюза. «Если застройщик не согласен, он имеет право представить проект «с нарушениями», и местные власти могут принять доводы застройщика. Потому что европейцы понимают, что все предусмотреть нельзя», рассказал Духовичный. Тем не менее, разрешение на строительство в Германии будет одобрено только при наличии чертежей архитектора и расчетов инженера. Заявление на разрешение на строительство подается в соответствующее строительное ведомство, как правило, заполняется специальный формуляр. К нему прилагаются план местности, чертежи архитектора, строительное описание и другие необходимые документы.

По словам Духовичного, 95% строительных нарушений в столице сделаны с участием депутатов или чиновников. «В Украине не существует такого абсурдного и опасного проекта, на который нельзя получить соответствующего разрешения. Нет способа предусмотреть в законе все. Поэтому Союз архитекторов не первый год предлагает взять любой европейский опыт, и даже готов помочь правительству перевести с непонятного им языка на украинский соответствующий иностранный закон», заявил архитектор.

Трудно не согласиться с экспертом, что тотальный контроль, как правило, приводит, к полному блокированию прогресса. Но возможно правильнее найти золотую середину, сочетающую в себе государственный контроль и разумное отсутствие рамок для развития строительной отрасли.

Следует отметить, что в Европе очень низкий процент нового строительства, застройщики в основном занимаются реконструкцией. Кроме того, социальная ответственность застройщиков формировалась не одно столетие. Если сейчас строить разрешительную систему на доверии к застройщикам, то вряд ли проблемы закончатся на случае в Сумах. Другое дело, что контроль должен перестать быть формальным, а ответственность должна быть не только на бумаге. Но пока ясно одно: спасибо реформаторам, за хаос вместо свободы.


Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Последние новости