Темы дня:

Скелеты начинают говорить

Скелеты начинают говорить

Юлии ТимошенкоВорохом старых дел может привалить многих известных людей

Судебный процесс против Юлии Тимошенко, которую обвиняют в участии в заказном убийстве донецкого бизнесмена и народного депутата Евгения Щербаня, создал опасный прецедент для очень многих украинских политиков, начинавших свою карьеру в бурные 90-ые.

Свои маленькие тайны родом из времен первичного накопления капитала есть у подавляющего большинства украинских нуворишей –политиков, бизнесменов… И как знать, о чем расскажут духи прошлого, если спрашивать умеючи и при соответствующем политическом раскладе.

…то ли эхо минувшей войны

Вкратце напомним фабулу этой истории.

Один из влиятельнейших на то время дончан Евгений Щербань был расстрелян киллерами в Донецком аэропорту 3 ноября 1996 года, едва сойдя с трапа самолета. Погибла и его жена, а сын Руслан Щербань чудом остался жив. Следствием и судом установлено, что расстрел организовала наводившая в то время ужас на Донбасс уголовная группировка Кушнира-Рябина-Алиева. Ее членов обвиняли почти во всех резонансных преступлениях с 1994 по 2000 год, в частности, в 23 заказных убийствах.

18 января с.г. генпрокурор Виктор Пшонка заявил: ГПУ завершила расследование уголовного дела по убийству Щербаня, Тимошенко вручено уведомление о подозрении ее в организации умышленного убийства из корыстных побуждений совместно с экс-премьером Павлом Лазаренко.

После этого маховик дела закрутился на полных оборотах.

Подозреваемая категорически отрицает обвинения в свой адрес. В ее защиту выступили такие известные персоны, как президент Леонид Кучма и экс-глава корпорации Индустриальный союз Донбасса Сергей Тарута.

Кучма, которого сложно обвинить в симпатиях к Тимошенко, в интервью телеканалу «Россия 24» сказал, что во времена его президентства Генпрокуратура проверяла версию о причастности Юлии Владимировны к убийству Щербаня. Но не нашла доказательств. «Можно говорить о чем угодно, но возбуждать уголовное дело против Тимошенко никаких оснований нет», – категоричен бывший глава государства.

Вторит ему в интервью «Украинской правде» и не понаслышке знающий расклады 90-ых Сергей Тарута.

Впрочем, есть и другие мнения. Так, экс-глава СБУ Игорь Смешко 23 января в эфире телеканала ТВi заявил, что о вероятной причастности Тимошенко к финансированию убийства Щербаня правоохранителям известно с 2001 года. Тогда показания против экс-премьера дал один из членов банды Кушнира.

Царевич и странные свидетели

Судья Печерского районного суда Киева Оксана Царевич ведет досудебное следствие – под аккомпанемент скандалов и стычек депутатов от парламентской фракции «Батькивщина» с милиционерами. В минувший четверг, 14 февраля, в процессе произошло одно из ключевых событий: допрос Игоря Марьинкова – ключевого свидетеля обвинения.

Бывший донецкий бизнесмен, а затем «профессиональный свидетель» по нескольким громким делам о заказных убийствах, Марьинков рассказал, что был знаком с людьми из банды Кушнира, и сообщил, что видел Тимошенко вместе с членами этой группы в киевском отеле «Национальный» за несколько месяцев до убийства Щербаня.

Более того, Марьинков без обиняков заявил суду, что заказ на это преступление поступил от Лазаренко и Тимошенко. По его словам, «Кушнир сказал, что Юля будет платить, Паша (Лазаренко – ред.) дал команду». Речь шла о сумме около $2 млн, сказал Марьинков. Причиной убийства Щербаня свидетель назвал конфликт бизнес-интересов.

Следует заметить, что свидетель Марьинков во время заседания суда путался в показаниях и вообще выглядел неубедительно. На это обратила внимание не только защита экс-премьера, но и присутствовавшая пресса.

Затем в пятницу допрашивают следующего свидетеля, днепропетровского бизнесмена Сергея Зайцева. Тот оказался специалистом не столько по взаимосвязям в уголовной и политической среде, сколько в вопросах более интимных. Он рассказал суду (а поскольку процесс открытый – то и городу, и миру) о любовной связи Тимошенко с Павлом Лазаренко. Ну и о том, что Юлия Владимировна якобы заплатила за убийство Щербаня $3 млн.

На вопрос защиты Тимошенко – почему он лишь сейчас рассказал, что слышал от Лазаренко и его бывшего советника Петра Кириченко о якобы причастности Тимошенко к организации убийства Щербаня, – Зайцев ответил, что не делился известной ему информацией с органами, поскольку Юлия Владимировна занимала руководящие должности, а сам он жил в США.

Досудебное следствие продолжается, причем без участия самой обвиняемой. В пятницу, 15 февраля, в 4 утра экс-премьер была готова покинуть харьковскую Центральную клиническую больницу №5 и ехать на суд в Киев, но, как сообщила дочь Тимошенко Евгения, за ней никто не пришел и не предупредил об отмене поездки. Начальник же Качановской колонии Игорь Колпащиков утверждает иное: что Юлия Владимировна не была доставлена в суд по ее собственной воле.

Многие наблюдатели полагают, что главный свой козырь прокуратура еще не раскрыла. Иначе как-то неубедительно получается.

«Рука Кремля», или Евроинтеграции не будет?

Можно попытаться ответить на вопрос: кому и зачем нужно новое дело Тимошенко? Почему именно сейчас? Наконец, каковы возможные последствия гальванизации трупов двадцатилетней давности?

Самую простую версию, лежащую на поверхности, озвучивает оппозиция. Во всем виновата, конечно, власть, по иррациональным соображениям живущая навязчивой идеей «впаять» своему врагу №1 пожизненный срок. Причем за тяжкое уголовное преступление, в котором никакой Евросоюз или США не усмотрят политического подтекста (в 1996-ом обвиняемая действительно была весьма далека от политики, возглавляя корпорацию Единые энергетические системы Украины, ЕЭСУ). С этой целью поднимается закрытое почти 10 лет назад дело, а в нем появляются новые свидетели (весьма сомнительные) и новые показания (еще более неоднозначные).

Но так ли выгодно новое «дело Тимошенко» действующей власти? В международном контексте – точно нет. Как минимум время выбрано неудачно. Ведь буквально через неделю, 25 февраля, состоится саммит «Украина – ЕС». Если ничто не нарушит планов власти, он станет прелюдией к главному внешнеполитическому событию года, подписанию соглашения об ассоциации Евросоюза и Украины (в ноябре в Вильнюсе).

И при условии, что Украина всерьез настроена закрепить на бумаге более высокий уровень сотрудничества с объединенной Европой, вряд ли государству, на которое и так косо смотрят в Брюсселе из-за прецедентов «политически мотивированного правосудия», нужен очередной скандал аккурат к саммиту.

А вот для того, чтобы сорвать евроинтеграцию Киева, дело Тимошенко подходит очень и очень.

Ряд экспертов считают неслучайной активизацию «процесса Тимошенко – Щербаня», и усматривают за ним возможное влияние нашего северо-восточного соседа. Эта версия построена только на догадках, ибо фактов, ее подтверждающих либо опровергающих, в публичном пространстве, конечно, нет. Но в любом случае данный скандал выгоден Кремлю, который с настойчивостью, переходящей в навязчивость, предлагает Украине присоединиться к Таможенному союзу.

И только Киев начинает хоть сколько-нибудь сближаться с Брюсселем, как по странному стечению обстоятельств взрывается очередной скандал, направленный на внешнюю аудиторию и отбрасывающий Украину на исходные позиции. Версия, конечно, из разряда «теории заговора». Но право на жизнь имеет.

Бумеранг уже в воздухе

О других последствиях данной ситуации. Каждый или почти каждый человек, занимавшийся в 90-ые политикой или более-менее крупным бизнесом, тем или иным образом неминуемо пересекался с уголовным миром. Ну, кто из нас не знал в свое время какого-то бандита? Дворового ли, или же «национального» калибра – разница только в масштабах. Само по себе это ничего не значит и уголовно наказуемым деянием не является.

Поэтому вполне можно допустить, что Тимошенко как далеко не последний в бизнесе человек кого-то знала, с кем-то пересекалась, вела какие-то разговоры. Да, если она замешана в преступлении – то должна ответить по всей строгости. Но доказательная база должны быть непоколебимой. А если таковой нет, то, как говорится, зачем огород городили? Или все же следствием припрятан козырь в рукаве?

Наконец, ворошить дела давно забытого прошлого – сродни метанию бумеранга, который может вернуться в самый неподходящий момент. И кто сегодня вычислит траекторию его полета? Так и до пересмотра результатов приватизации может дойти… Не нужно напоминать, как зарабатывают первый миллион?

 


Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Последние новости
Похожие темы: