Темы дня:

Западные банки бегут из Украины

Западные банки бегут из Украины

Клиенты банков с иностранным капиталом вынуждены сейчас внимательно следить за ходом событий в странах происхождения акционеров.

Масс-медиа усиливают напряжение вкладчиков свежими новостями из греческих и итальянских долговых фронтов, которые якобы могут нарушить устойчивость европейских дочерних банков в Украине.

Несколько иностранных банковских групп покинули отечественный рынок, продав бизнес, другие заканчивают свое сотрудничество с населением, сосредоточившись на корпоративном бизнесе.

Выстояли, чтобы убежать

Иностранные банки не долго радовались полученными во время кризиса победами и высокими репутационными позициями. В течение 2011-2013 годов в группе финансовых учреждений с иностранным капиталом наблюдается разочарование в украинском рынке.

До недавнего времени значительные вливания капитала и открытие «антикризисных» кредитных линий со стороны иностранных материнских структур способствовали удержанию на плаву всей банковской системы Украины. Ни один банк с истинно иностранным капиталом не был ликвидирован, временная администрация вводилась лишь в банках с отечественным капиталом.

В сложные времена девальвации гривны, замораживания депозитов и громких банковских банкротств вкладчики продолжали доверять иностранным учреждениям, которые не давали оснований бояться их выхода из Украины. Однако впоследствии наметилась парадоксальная тенденция: иностранцы стали потихоньку отступать. Факты и заявления из пресс-релизов свидетельствуют об определенном свертывании банковского бизнеса, особенно розничного, иностранными инвесторами в Украине.

Меньшие ушли первыми

В 2011 году российский «Ренессанс-Капитал», грузинский «БГ Банк», чешский Home Credit Bank, израильский VAB Банк были проданы украинским инвесторам. Бывшие иностранные владельцы заявили об изменении корпоративных стратегий своих холдингов, в сферу интересов которых украинский рынок входить перестал. Иностранцы вышли из Украины и сконцентрировались на более перспективных, с их точки зрения, регионах.

Но брошенные банки не прекратили своего существования. Home Credit Bank после приобретения у чехов был переименован акционерами «Платинум Банка» на ПАО «Банк восток». Купленный Ринатом Ахметовым у россиян «Банк Ренессанс капитал» тоже вскоре был переименован, а «БГ Банк» получил название «Первый».

Закручивание гаек по-шведски

«Риксбанк Швеции» так серьезно взялся внедрять требования «Базель III», что установил для системных транснациональных учреждений значительно более высокие требования к адекватности капитала первого уровня: 10% начиная с 2013 года, и 12% с 2015 года. На самом деле, в соответствии с требованиями «Базель III», этот показатель должен составлять не менее 7% до 2019 года.

Для наращивания адекватности капитала шведский регулятор советует не только повышать капитальное обеспечение, но и уменьшать размер активов, взвешенных на риск. Логическим следствием новых регуляторных правил становится сокращение материнскими холдингами наиболее рисковых зарубежных активов.
Системные шведские банки SEB и Swedbank не замедлили с реакцией. SEB продал розничную сеть отделений в Украине группе «Евробанк». А розничная сеть «СЕБ банка» в Украине была создана в результате значительных расходов на приобретение банков «Ажио» и «Факториал», а также капиталовложений на создание новых отделений.

Другой банк со шведским капиталом – Swedbank – закрывает розничную сеть и останавливает работу с физическими лицами. Таким образом, банковская структура на основе бывших «ТАС-КомерцбанкА» и ТАСИнвестбанка, удачно проданных Сергеем Тигипко в 2007 году, избавляется от ритейлового бизнеса, ради которого шведы и пришли в Украину.

Немцы плачут и работают

Французские и немецкие банки, которые считаются наиболее надежными, учитывая экономическую мощь стран происхождения капитала, в Украине отстают.

Французский УкрСиббанк, в котором на 1 октября 2011 зафиксировано 1394,6 миллиона гривен убытков, продал часть банкоматов компании «Евронет Украина», а часть портфеля просроченных кредитов – коллекторам. Несмотря на оптимизацию бизнес-процессов, организация остается в розничном бизнесе и планирует наращивать количество клиентов-физических лиц.

Дочерняя структура «Дойче банка» в Украине, открытая в 2009 году, пока тоже показывает убытки, несмотря на отсутствие бремени предкризисных проблемных займов.

Таким образом, банки стран-локомотивов ЕС заставляют вкладчиков внимательно следить за динамикой их финансового состояния и новостями об изменениях в структуре собственности.

Россияне наращивают позиции

В отличие от западных коллег, банки северо-восточного соседа с завидной скоростью расширяют сферы своего влияния на украинском банковском рынке. В течение 2005-2013 годов доля их активов в секторе выросла с 1,5% до 12%.

Акционерами крупнейших российских банков, действующих в Украине, являются правительство, Центробанк и мощные энергетические холдинги. Высокие цены на нефть и газ, которые положительно влияют на доходы государственного и корпоративных бюджетов, дают банкам с российским капиталом конкурентное преимущество через доступ к валютной ресурсной базе.

При этом Москва проявляет высокую заинтересованность и стимулирует экспансию банков в Украине не только в рамках обслуживания собственных предприятий. Стоит вспомнить хотя бы бридж-кредит в размере 2 миллиардов долларов, который ВТБ предоставляет правительству Украины, или совместные украинско-российские идеи по использованию рубля при газовых расчетах.

Без скандала

Парадоксальный выход западных инвесторов с украинского банковского рынка на самом деле легко объяснить. Главной причиной разочарования европейцев в розничном банковском бизнесе, скорее всего, была потеря ключевых мотивов иностранной экспансии в 2000-х годах – высокой маржи и перспектив расширения рынка.
Во-первых, выросла стоимость ресурсов на европейском рынке капиталов из-за кризиса в странах группы PIIGS, а поднимать дальше кредитные ставки в Украине становится рискованно – на такую наживку обычно клюют только недобросовестные заемщики.

Во-вторых, реальные доходы населения – главный источник депозитных вкладов и выплат по кредитам – растут не так, как планировалось. Поскольку официальные данные основаны на инфляции, которую многие считают заниженной, вполне возможно, что реальные доходы вообще не растут.

В-третьих, низкая кредитоспособность заемщиков усиливается несовершенством законодательства по реализации ипотеки и массовыми отказами возвращать долги.

Запрет валютного кредитования населения снизил прибыли банков из-за необходимости покупать гривну и дополнительно страховаться от валютных рисков – ресурсы для кредитов иностранным банкам легче сформировать в долларах или евро.

Кроме того, материнским группам необходимы дополнительные ресурсы для покрытия убытков по проблемным суверенным долгам Европы. Однако пользы от высвобожденных в Украине резервов мало: объемы активов украинских «дочек» микроскопические в масштабах холдинга, а продать банк по нормальной цене сейчас довольно трудно.

Большинство западных и северо-восточных банков далеки от оптимизма относительно их перспектив в Украине. В 2013 году они планируют закрепиться на рынке настолько, насколько позволят ресурсная база, регуляторный режим и политика центральных офисов.

Впрочем, ситуацию вряд ли можно назвать панической. Идет необходимая для выживания реструктуризация. Системные игроки остаются и если и ликвидируют остатки агрессивных программ розничного кредитования, то цивилизованно и без резких движений.

Пока ни один иностранный инвестор не ушел с громким скандалом. Договоры клиентов переоформляются согласно нормам законодательства. Для международных банковских холдингов безупречная репутация и финансовая устойчивость дорогого стоят, а хорошие годовые отчеты перед международными инвесторами – превыше всего. Единственный нюанс, который следует учитывать клиентам только что проданных банков, – это репутация и надежность новых владельцев.

Источник: novostiua.net

Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Последние новости