Темы дня:

WebMoney: деньги на бочку!

WebMoney: деньги на бочку!

Министерство доходов и сборов усиливает контроль за операциями с использованием электронных денег. Что уже привело к скандалу вокруг платежной системы WebMoney в Украине.

Четыре «налоговых» вопроса

Как уже сообщал информационно-аналитический портал Inpress.ua, система WebMoney работает с гривневыми обязательствами уже более 10 лет (ее услугами пользуются около 2,5 млн украинцев). Принцип работы довольно прост: каждый пользователь имеет свой лицевой счет, внутри которого открыто множество кошельков (специальных записей, где ведется учет средств пользователя). Электронные деньги могут быть номинированы в различных валютах (согласно таблицы 1).


В настоящее время заявки на вывод средств в системе WebMoney не оформляются из-за действий Министерства доходов и сборов, заблокировавшего счета электронных кошельков еще 11 июня.

В чем проблема? Если верить официальным заявлениям, то «чиновником торжества» якобы являются представители ООО «Украинское Гарантийное Агентство», являющееся гарантом деятельности системы WebMoney Transfer (их правила не были согласованы с Нацбанком). А посему контролирующие органы и заблокировали на электронных платежах WebMoney около 60 млн грн.

Сейчас продолжается досудебное расследование в уголовном производстве по двум статьям Уголовного кодекса: незаконные действия с электронными деньгами (ч. 2 ст.200 УК) и легализация доходов, полученных преступным путем (ч. 3 ст. 209 УК). По данным налоговых органов, деятельность WebMoney «не соответствует нормам действующего украинского законодательства, в частности, требованиям Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» (№5284-VI). Однако, как выяснилось, столь громкие обвинения вызывают больше вопросов, чем ответов.

Во-первых, непонятно: чем была вызвана необходимость проведения внеплановой проверки, организованная Миндоходов?

Во-вторых, на каком основании изъяли оборудование и компьютеры, если еще нет доказательства состава преступления? Речь-то идет лишь о досудебном расследовании.

В-третьих, неясно: в чем именно заключаются «преступные» действия, которые якобы связаны с электронными деньгами? Заявления о легализации «вебмановцами» незаконных доходов – это всего лишь слова, пока не подкрепленными делами (уголовными) правоохранительных органов.

И, наконец, последнее: удивляет столь запоздалая реакция Минходохов. Упомянутый закон №5284-VI вступил в силу еще в октябре-2012, а вот о его нарушении «вебмановцами» заговорили только в июне-2013. Куда же смотрели господа-налоговики на протяжении целых восьми месяцев?

А что скажет Президент?

Как удалось выяснить информационно-аналитическому порталу Inpress.ua,противостояние между «вебмановцами» и налоговиками вызвано тем, что данная система интернет-расчетов не имеет соответствующего разрешения Национального банка Украины. Об этом свидетельствуют решения НБУ по платежных системам (таблицы 2 и 3).

По сути, речь идет об ужесточении контроля со стороны регулятора за функционированием систем электронных денег (отныне эмитировать их могут лишь финучреждения, получившие разрешение НБУ).

Возможно поэтому представители WebMoney в Украине вместе с УГА («Украинским Гарантийным Агенством», являющимся гарантом деятельности системы WebMoney Transfer) еще в мае-2013 создали общественную организацию «Защита Систем Электронных Платежей». Сейчас они формируют группу сторонников для проведения пикета под стенами своих обидчиков (Нацбанка и Миндоходов) и выдвижения трех требований: прекратить «наезды» на WebMoney; разблокировать счета для выполнения обязательств (перед участниками и пользователями системы в гривнах); согласовать правила системы НБУ.

Скандал вокруг WebMoney уже вызвал тревогу среди предпринимателей и бизнесменов. Первыми ударили в набат представители Интернет-Ассоциации Украины, Украинского союза промышленников и предпринимателей, и Ассоциации предприятий.

Именно они опубликовали на сайте WebMoney открытое письмо Президенту Виктору Януковичу: «На официальном сайте Министерства доходов и сборов размещено утверждение о том, что «деятельность оператора платежной системы WebMoney в Украине не соответствует нормам действующего украинского законодательства». Таким образом, Министерство берет на себя полномочия суда, что является грубым нарушением законодательства Украины. Оценка легитимности и прекращения деятельности компании, соответствие ее деятельности законодательству Украины является исключительно компетенцией суда».

Как утверждают жалобщики, «действия фискального органа создали сложности для многих предприятий области электронной коммерции и миллионов граждан Украины», а действия Миндоходов «приводят к ухудшению бизнес-климата».

Три варианта событий

Во время журналистского расследования, проведенного информационно-аналитическим порталом Inpress.ua, удалось установить интересный факт: гривневые «вебмани» не являются электронными деньгами в понимании НБУ: операторы WebMoney работают по Гражданскому кодексу (согласно правам требования), причем еще с момента своего прихода в Украину.

Еще один существенный ньюанс: титульные знаки WebMoney — это не единицы стоимости, а универсальные учетные единицы, используемые для проведения расчетов в системе WebMoney Transfer (как и записано в договорах). То есть, под контроль НБУ «вебмановцы» подпадать вроде бы не должны. Однако здесь есть весьма интересное «но»: весь фокус заключается в том, что упомянутый закон (№5284-VI) был принят без учета требований Гражданского кодекса, а посему и предоставил «особые» полномочия Нацбанку в данной сфере.

В сложившейся ситуации возможны три варианта развития событий: либо собственники WebMoney.UA смогут доказать правомерность своей деятельности в судебном порядке (рискнем предположить, что шансы на выигрыш невелики), либо вообще уйти из страны («подарив» своих пользователей конкурентам, зарегистрированным в НБУ), либо уплатить «штраф» по примеру интернет-магазина Rozetka (который после возбуждения уголовного дела летом-2012 выплатил налоговикам 1,5 млн грн «в рамках погашения претензий по уплате НДС»).

Судя по всему, последний вариант выглядит наиболее реальным.

Над потоками требуется контроль

Как известно, в последние годы наблюдается быстрое развитие рынка платежных систем. Количественный рост показателей этого рынка одновременно сопровождается и его качественным развитием. В частности, активно внедряются новые услуги и операции. Все большую популярность приобретают электронные деньги.

Растет доля расчетов, осуществляемых через Интернет. Они, по мнению НБУ, призваны играть важную роль не только для успешного финансового функционирования страны, но и для эффективной реализации ее монетарной политики.

Разумеется, такие денежные потоки могут быть основным каналом распространения рисков на отечественные финансовые системы и рынки. Ситуация усложняется и тем, что Украине нет национальной системы маршрутизации карточных операций и многостороннего клиринга (процедур финоборотов).

Для подавляющего большинства внутригосударственных операций (составляющих 99,2% от их общего количества), используются карты международных платежных систем (МПС): их информационное обслуживание осуществляется иностранными центрами МПС по международным правилам и тарифам.

В этих условиях Нацбанк должен выполнять свои конституционные задачи по обеспечению стабильности денежной единицы Украины (через поддержание высокого уровня доверия населения, предприятий и организаций не только к нацвалюте, но и к финансовым системам, которые используются для перевода средств и осуществления расчетов).

Неурегулированность этих вопросов чревата неконтролируемым привлечением средств (и злоупотреблением ими) при решение вопросов, связанных с финансовой независимостью и безопасностью Украины.

На бумаге и в овраге

Конфликт между контролерами (налоговиками) и «вебмановцами» показал, что в нашей «хате» хозяином является Национальный банк Украины.

Именно НБУ имеет полное (и законное) право осуществлять надзор за платежными системами, а также определять порядок маршрутизации, клиринга и взаиморасчетов между участниками платежной системы по операциям, осуществленным в пределах Украины с применением платежных карточек, эмитированных банками-резидентами.

В свою очередь, Миндоходов осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) и требований по обеспечению субъектами хозяйствования возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств.

Эти нормы изложены в Законе «О платежных системах и переводе средств в Украине» (№5284-VI). Видимо, при его принятии народные избранники не учли «требования» известной русской половице: гладко было на бумаге да забыли про овраги.

Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с заключением главного научно-экспертного управления (ГНЭУ) Верховной Рады. Исследовав законопроект №10656 (который впоследствии и стал законом (№5284-VI), эксперты ГНЭУ обратили внимание, что впервые к функциям Нацбанка отнесено ведение «реестра платежных систем, систем расчетов, участников этих систем и операторов услуг платежной инфраструктуры». Чем это было вызвано, непонятно: никакого обоснования предоставлено так и не было.

Еще одна новация сего документа связана с изменением закона о платежных системах: в свежей редакции первой статьи сказано, что при оверсайте (надзоре) Нацбанк в случае необходимости имеет право на «применения мер воздействия» к данным системам. Не надо быть большим юристом, чтобы увидеть очевидный ляпсус: сам термин «в случае необходимости» не отвечает юридическим требованиям.

Налицо правовая неопределенность, противоречащая решению Конституционного суда (№5-рп/2005 от 22 сентября 2005): нормативные акты должны соответствовать требованиям «определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченности трактовки в правоприменительной практике и неизбежно приводит к произволу».

Кроме того, в «усовершенствованном» законе не определены ни механизмы согласования соответствующих правил с Нацбанком (который может вносить или вносить в Реестр сведения о платежных системах), ни виды нарушений, за которые должны применяться меры воздействия (такие, как «исключение платежной системы/участника платежной системы из Реестра» и «запрет осуществления деятельности в Украине»).

Есть идея!

Чтобы не было подобных конфликтов между платежными системами и контролерами, из упомянутого закона нужно убрать положения о том, что урегулирование отношений в данной сфере «устанавливается нормативно-правовыми актами Национального банка Украины» (эти правила должны быть прописаны в самом законе, а не в инструкциях НБУ).

В противном случае руководству страны вряд ли удастся убедить украинское общество и мировую общественность в том, что наша страна действительно поднялась на передовые места в рейтинге Doing Business (направленном на разумный подход к регулированию бизнес- деятельности).

Источник: inpress.ua

Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Последние новости