Темы дня:

Украина создает “москитный флот”

Сможет ли отечественный ВПК до 2020 года спустить на воду 30 боевых кораблей

В Министерстве обороны заявляют, что занялись возрождением Военно-морских сил Украины, и готовы уже к 2020 году спустить на воду 30 боевых кораблей и катеров. Впрочем, по мнению экспертов, в настоящее время Украина не может позволить себе строить боевые корабли. Максимум — это выпускать малые артиллерийские либо ракетные катера, которые могли бы стать основой для так называемого “москитного флота” — быстроходного и маневренного. При этом будет большой удачей, если планы в 30 кораблей будут выполнены хотя бы наполовину.

ОЖИДАНИЯ. На прошлой неделе пресс-служба Минобороны сообщила о постепенном наращивании возможностей Военно-морских сил Украины. “Морская пехота, береговая артиллерия и другие подразделения ВМС принимают активное участие в АТО на территории Донецкой и Луганской областей и готовы отразить вооруженную агрессию с моря”, — заявила спикер Минобороны Оксана Гаврилюк.

По ее словам, военное ведомство имеет амбициозные планы по развитию ВМСУ. “Всего до 2020 года планируется кардинально обновить корабельный состав флота и построить более 30 боевых кораблей и катеров”, — сообщила Оксана Гаврилюк.

Отметим, что после аннексии Крыма в 2014 году украинский флот нужно создавать заново. К примеру, российские войска захватили подводную лодку “Запорижжя”, три малых противолодочных корабля (корветы) “Луцк”, “Хмельницкий” и “Тернополь”, ракетный катер “Приднепровье”, морские тральщики “Чернигов” и “Черкассы”, противодиверсионный катер “Феодосия” и большой десантный корабль (БДК) “Константин Ольшанский”.

При этом корвет “Тернополь” вообще считался новейшим кораблем. Его спустили на воду в марте 2002 года, а спустя 4 года передали в боевой состав ВМСУ. С тех пор “Тернополь” регулярно принимал участие в операции НАТО “Активные усилия” по борьбе с контрабандой в Средиземном море. А БДК “Константин Ольшанский” в 2011 году эвакуировал граждан Украины из Ливии, где бушевала гражданская война.

В то же время Украина сохранила контроль над флагманом флота, фрегатом “Гетман Сагайдачный”, который к моменту начала аннексии Крыма находился в морском походе и просто не вернулся в Севастополь; средним десантным кораблем “Кировоград”, десантным катером “Сватово”, ракетным катером “Прилуки”, двумя рейдовыми катерами U172 и U173 и сторожевым катером “Скадовск”.

Процесс обновления флота уже идет. “Для украинских ВМС построены два малых бронированных артиллерийских катера, идет производство еще четырех. Кроме того, Министерство обороны заключило государственный контракт с киевским заводом “Ленинская кузница” на строительство еще двух десантных катеров”, — сообщила Оксана Гаврилюк.

Под уже построенными катерами имеются в виду два МБАК “Гюрза-М”, спущенных на воду на “Ленинской кузнице” в ноябре прошлого года. Их начали строить в 2012 году, но потом строительство было заморожено и возобновлено осенью 2014 года. Каждая “Гюрза” оснащена боевым модулем, снабженным 30-мм автоматическим орудием, 30-мм автоматическим гранатометом, 7,62-мм пулеметом и двумя противотанковыми ракетными комплексами “Барьер” с лазерной системой наведения.

РЕАЛЬНОСТЬ. Заявления о 30 кораблях, которые планируется построить для украинского флота, звучат не впервые. Без малого год назад об этом же говорил бывший командующий ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук, которого в апреле этого года уволили с должности. Учитывая ситуацию в государстве, эксперты сомневаются, что до 2020 года украинский ВПК сможет построить 30 кораблей (тот же корвет “Тернополь” строился 11 лет).

ternopil_d3aa4_1__

В российском плену. Корвет “Тернополь” не смог уйти из Крыма

Народный депутат из парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, координатор группы “Информационное сопротивление” Дмитрий Тымчук рассказал, что еще до аннексии Крыма аналитики просчитывали образ украинского флота. “Это пара-тройка фрегатов для участия в антипиратских операциях и работы в океанской зоне, 10—12 корветов и хотя бы пять подводных лодок. И, конечно же, мощная береговая инфраструктура, которая сама по себе требует миллиардных вложений”, — пояснил Тымчук.

Народный депутат вспомнил о корвете проекта 58250 (“Владимир Великий”), строительство которого началось в 2011 году. “Это был компромиссный вариант, поскольку технические характеристики позволяли называть этот корвет “малым фрегатом”. То есть его можно было использовать как в прибрежной, так и в океанской зоне (предполагаемая дальность плавания — до 4000 миль, автономность — до 30 суток. — Авт.). Но мы не построили ни одного такого корабля, и сейчас я не вижу никакой финансовой возможности ежегодно штамповать корветы или фрегаты”, — заявил Тымчук. По его словам, поставки новых образцов вооружения и техники в ВСУ сейчас вообще не активны, поскольку Украина пока так и не смогла вернуть $2 млрд активов сбежавшего экс-президента Виктора Януковича, которые учитывались в оборонном бюджете на 2016 год.

Корвет “Владимир Великий” предполагалось сделать полностью совместимым со стандартами НАТО и оснастить передовым западным оборудованием. Эксперт в сфере ВПК, бывший заместитель гендиректора госконцерна “Укроборонпром” Максим Глущенко оценил стоимость одного такого корабля в $300 млн. “Строительство “Владимира Великого” должно было быть завершено в 2015 году, но оно затягивается из-за перебоев с финансированием. В 2011-м назывались планы построить до 2026 года десять подобных судов, но и тогда, и сейчас это теория, далекая от практики”, — пояснил Максим Глущенко.

Строит корвет “Черноморский судостроительный завод” в Николаеве. С 2011 года из-за хронического недофинансирования работы продвигаются крайне медленно. По оценкам производителя, на сегодняшний день корпус готов на 80%, а общая техническая готовность корабля составляет 17%. А сейчас, по словам директора информационно-консалтинговой компании Defence Express Сергея Згурца, строительство корвета заморожено. “Поэтому, когда мы говорим о 30 кораблях, которые предполагается построить до 2020 года, очевидно, речь идет о катерах типа “Гюрза”, “Кентавр” и ракетном катере “Лань”, которые мы гарантированно могли бы произвести”, — предположил Згурец.

kater-01_1__

Катер “Лань”. Вьетнамцы уже воспользовались нашими наработками

“Кентавр” представляет собой перспективный тип штурмовых катеров украинской разработки, способный решать боевые задачи в морской и речной акватории, а также осуществлять высадку десанта, а “Лань”, является проектом катера, оснащенного противокорабельными ракетами. На его базе уже были построены три артиллерийских катера для береговой охраны Вьетнама. “Если удастся обеспечить финансирование, то, теоретически, можно строить по 10—12 “Кентавров” или “Гюрз” в год. Это, в принципе, прописано в документах. Но проблема в том, что у нас ни один план не выполнялся. Поэтому будет большим прогрессом, если у нас получится построить хотя бы половину от заявленного количества катеров”, — заявил Згурец.
По его словам, хотя бы 8 “Ланей”, а также 20 “Кентавров” и “Гюрз” могли бы закрыть текущие потребности ВМСУ. Схожего мнения придерживается и Максим Глущенко, отмечая, что “Ланей” нужно хотя бы 5—7, а таких кораблей, как “Гюрза” и “Кентавр” — 20—25 единиц. “Эти катера могли бы стать основой для так называемого быстроходного “москитного флота”, который мог бы снизить военную угрозу в акватории Черного и Азовского морей. Есть возможность сделать этот “москитный флот” еще более быстроходным и агрессивным, заменив металлы, из которых сделаны корпуса кораблей, на легкие композитные материалы. Но для этого украинская промышленность должна сделать качественный скачок вперед”, — уточнил Сергей Згурец.

 

Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Последние новости