Темы дня:

Экономические итоги 2013: разрушительная стабильность

Экономические итоги 2013: разрушительная стабильность

В этом году правительство традиционно просчиталось с макроэкономическими показателями и сумело закрыть все дыры в бюджете только приняв сомнительное геополитическое решение.

В 2013 год Украина вошла с большими надеждами, которым не суждено было сбыться. В бюджете на 2013 год был заложен рост ВВП на 3,4%, инфляция на уровне 4,8% (декабрь к декабрю) и рост экспорта товаров и услуг на 6,9%. Но ситуация на мировых рынках не способствовала успехам Украины: цены на металлургическую продукцию — главную экспортную отрасль — падали, ВВП Евросоюза рос крайне медленно. К тому же Россия, на которую приходится около половины украинского экспорта, начала активную протекционистскую политику, сокращая в первую очередь машиностроительный импорт. Торговая война, бушующий Роспотребнадзор и проблемы на российской таможне подорвали позиции на рынке РФ целых отраслей отечественного производства. В целом экспорт товаров и услуг (по данным внешнеторгового баланса) за январь-сентябрь 2013 уменьшился на 8,6%.

Все это привело к снижению объемов производства на 5,2% за 10 месяцев, и, как следствие, ВВП Украины сократился на 1,3% к соответствующему периоду прошлого года. При таких условиях выполнить план по доходам было невозможно — поступления от налога на добавленную стоимость, который обеспечивает самую весомую часть госбюджета, не оправдывали ожиданий. НДС с произведенных в Украине товаров сократится на 9,2 млрд грн, с импортированных — на 9,5 млрд грн.

Объем прямых иностранных инвестиций с начала 2013 года вырос на всего на 2,3%. За этот период иностранными инвесторами в экономику было вложено $3,722 млрд, из которых треть поступила с Кипра, 9,7% — из Нидерландов, 4,8% — из Великобритании, и 4,3% — с Британских Виргинских островов. Такая статистика позволяет сделать вывод о том, что более половины иностранных инвестиций — это возвращение капиталов из офшорных зон. Притока реальных средств снова не произошло.

В этой непростой ситуации правительство поставило своей главной задачей сохранение стабильности. Хотя бы какой нибудь. Например, стабильными кровь из носу должны были оставаться курс национальной валюты и индекс потребительских цен. Остальные показатели, судя по всему, отошли на второй план. Весь год показатель инфляции удавалось сдерживать в районе нуля, а дважды — в феврале и в июле-августе — цены уходили в минус. Однако одновременно со снижением цен летом снизились и зарплаты. В целом средний показатель зарплаты за 2013 год вырос с 3000 гривень до 3268 гривень на 1 декабря.

Курс гривни тоже держался в узком коридоре — официально он весь год составлял 7,993 грн за доллар, а на межбанке доллар дорожал максимум до 8,32 грн 17 декабря. Так что иллюзия стабильности была достигнута.

Однако методы, которые пошли в ход для обеспечения этой задачи, больше похожи на латание тонущего корабля его же досками. Чтобы обеспечить стабильность гривни, Нацбанк вынужден был постоянно выбрасывать на рынок валюту, запасы которой и без того истощили выплаты по кредиту МВФ и еврооблигациям. В ход пошли золотовалютные резервы — с $24,6 млрд в они сократились до $18,8 млрд, то есть почти на четверть, преодолев психологический барьер в $20 млрд.

Еще одним трендом года, который обеспечил стране “стабильность”, стала беспощадная эмиссия государственных ценных бумаг, в том числе валютных. Согласно данным Госказначейства, с начала 2013 года по 16 декабря государственные заимствования составили 122,03 млрд грн (в том числе внутренние — 98,05 млрд грн) при плане на год 129,4 млрд грн (без учета еврооблигаций на $3 млрд).

Насколько в бюджете туго с ресурсами, ясно из того, что Минфин дважды бил исторические рекорды по срокам погашения: в ноябре он привлек 458,93 млн грн всего на три недели, чтобы дотянуть до конца отчетного налогового периода, а 19 декабря — $183,8 млн на 8 дней и 51,16 млн евро на 6 дней.

В итоге объем ОВГЗ в собственности банков к 20 декабря увеличился на 1,843 млрд гривень — до 80,745 млрд. Это огромный ресурс, и он был потрачен банками на финансирование правительства, что стало одной из причин недоступности кредитов для бизнеса. Нет кредитов — нет оборотных средств, а значит нет отчислений в бюджет. Порочный круг.

Отсутствие доступных денег — не единственное последствие экономической политики “стабильности-2013” для предпринимателей. Кабмин придумал более очевидный способ лишить бизнес живых денежных ресурсов в пользу государства: возмещение НДС пятилетними госвекселями. Но эта идея провалилась — предприниматели векселя проигнорировали.

Разделить бремя ответственности за курс гривни с бизнесом решил и Нацбанк. Если с прошлого года только экспортеры были обязаны сдавать половину поступлений в валюте, то с октября к продаже всей выручки из-за рубежа принудили все предприятия (кроме банков) и ФЛП. С той же целью в сентябре НБУ ввел автоматическую конвертацию всех переводов между физлицами в нацвалюту. Это прибавило проблем, привело к сокращению прибыли субъектов ВЭД, но от катастрофической нехватки валюты не спасло.

При этом Украина должна была выплатить $5,6 млрд по кредиту Международного валютного фонда. С МВФ правительство рассчитывалось точно по графику и параллельно вело переговоры о новом договоре. Впрочем, получить кредит на этот раз не удалось — фонд в числе прочего рекомендовал разобраться с долгом НАК “Нафтогаз” путем повышения тарифов на газ и отопление для населения. Но поскольку это нарушило бы ту иллюзорную стабильность, которой так гордится Азаров, то и эту дыру решили закрыть проверенным способом — рассчитаться с местными бюджетами по разнице в тарифах госвекселями на $3 млрд гривень.

Под занавес бюджетного периода, когда решать проблему нужно было срочно, правительство Азарова отказалось от сотрудничества с МВФ и заявило о прекращении подготовки к подписанию договора об ассоциации с ЕС. Внешнеполитический вектор развернулся на 180 градусов и вылился в масштабный политический кризис, который чуть было не отправил правительство в отставку.

В связи с отсутствием источника внешнего финансирования и проблемами с выполнением госбюджета-2013 процесс принятия сметы на 2014 год застопорился. Перспективы получить внешний заем были не радужные — рейтинговые агентства S&P и Fitch оценивали рейтинг Украины как В- с негативным прогнозом, Moody”s в сентябре и вовсе понизило его уровня Саа1. Спреды по кредитно-дефолтным свопам, определяющие стоимость страховки по дефолту украинских обязательств, достигли рекордных 1136 пунктов. В ноябре Украина обошла по стоимости страховки госбумаг проблемный Кипр и вошла в тройку самых неблагонадежных заемщиков мира после Аргентины и Венесуэлы.

Патовая ситуация, казалось бы, разрешилась, когда президент РФ Владимир Путин объявил, что Россия вложит до 2015 года до $15 млрд из российского Фонда национального благосостояния в облигации Украины. Специально под этот договор российское правительство отдельным постановлением позволило вложить до 10% средств в сверхрисковые бумаги, а Верховная Рада в срочном порядке увеличила потолок госдолга. Первые $3 млрд Украина получила практически сразу.

Несмотря на то, что нет никакой определенности, когда и в каком виде РФ предоставит оставшиеся $12 млрд, и предоставит ли вообще, пока можно выдохнуть: бюджет-2013 закрыли чудом и практически в последний момент. Однако в новый 2014 год страна вступает без закона о госбюджете (хотя и не впервые), без конкретных гарантий со стороны внешних кредиторов, и главное — без планов что-то менять.

 

Источник: Дело

Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Последние новости